Шахматы
Категории раздела
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Среда, 25.12.2024, 08:52
    Главная » Статьи » Шахматы

    Вторая родина шахмат

    Вторая родина шахмат


    Критический разбор фактических данных о шахматах VIII-IX вв. еще более убеждает нас в том, что народы Средней Азии сыграли выдающуюся роль в развитии средневекового шатранджа. В то же время этот разбор наносит сокрушительный удар по панарабистской концепции Линде и его последователей, согласно которой арабы обеспечили расцвет и шатранджа и, в частности, выдвинули из своей среды Ал-Адли (IX в.), автора самого первого шахматного трактата, основоположника шатранджистской теории и композиции, и ас-Сули (X в.), величайшего мастера средневековья. Панарабисты явно искажают исторические факты.

    Еще в VIII веке, то есть задолго до ал-Адли (ум. около 855 г.), средневековый Восток знал выдающихся матсеров шатранджа. В исторических хрониках сохранились имена предшественников ал-Адли: Абу-Гафиза (VIII в.), Зайраба[i], Джабира ал-Куфи, Абдалджафара Ансари, Наима ал-Хадима (VIII-IX вв.). Эти мастера были среднеазиатскими шахматистами.

    Собственно арабская культура сложилась на основе более высокой культуры покоренных народов. «Арабы прошли длительную школу культурного «ученичества». Они освоили культурное наследие как народов включенных в состав халифата, в том числе таджиков, хорезмийцев, египтян, сирийцев (арамейцев), персов, азербайжданцев и др., так и народов Древней Греции, Рима, Индии… Заимствовав культрурные достижения других народов, арабские народы развивали свою самобытную культуру»[ii].

    Особенно важную роль в развитии арабской культуры сыграли таджики. Б.Гафуров в «Истории таджикского народа» указывает: «Начиная со времени халифа Абуджафара ал-Мансура (754-775 гг.) и при его преемниках – халифе Махди (775-785 гг.) и Харун ар-Рашиде (786-809 гг.), государством в основном управляли вазиры из числа местной феодальной знати… Привлечение… арабами аристократии к управлению страной было вызвано не только стремлением Абассидов опереться на них в борьбе с народными восстаниями, но и тем, что эти местные аристократы были культурнее арабов… Чрезвычайно характерно, что на ответственные посты халифата в первую очередь привлекаются феодалы-аристократы Средней Азии из древнейшего центра культуры – Балха. Таковыми были и Бармакиды и Саманиды»[iii].

    Шахматными учителями арабов были таджики. Первым знаменитым багдадским шахматистом является таджик Абу-Гафиз аш-Рашида. Крупнейшими мастерами рубежа VIII-IX века, шахматной творчество которых изучали все последующие шахматисты, включая ал-Адли, были таджикские шахматисты Джабир ал-Куфи, Абдалджафар Ансари и Наим ал-Хадим. В одном ряду с ними стоит Зайраб, также проживавший в Хоросане, но по-видимому, хорезмиец родом, ибо в одной из рукописей он назван Зайраб Катаи, что указывает на его происхождение либо из Туркестана, либо из Кята – древней столицы Хорезма. В Хоросане в 819 году состоялся матч между Джабиром, Зайрабом и Абдалджафаром – первая из трех известных встреч в присутствии халифов. Средневековые хроники присваивают Зайрабу, Джабиру, Абдалджафару и Наиму звание «алия» («большой мастер»).

    Несомненно, что эти «алия» были авторами специальных шахматных трактатов, ибо до наших дней дошли позиции из их партий и мансубы, составленные ими. Характерно, что по поводу этих позиций и задач ас-Сули, живший столетием позже, располагал такими детальными подробностями, которые не могли сохраниться в изустной передаче.

    Вот некоторые мансубы «больших мастеров»:

    № 1. 

    1. Лg2 + Лg7! 

    2. Лh7! Kp: h7 

    3. Kf6+ любой ход 

    4. Лh2+ и т.д.

    Позиция, несомненно, взята из партии. Это – самая старинная из известных нам комбинаций с использованием связски фигуры.

    № 2. 

    1.Kpc7! Л: g1 

    2. Фb7 + Kpa7 

    3.Ce3!

    Мат слоном неизбежен, ибо слон держит под ударом поля с1 и g5, с которых ладья могла бы защитить поле c5. Тема вилки в игре слона! По своему характеру мансуба является либо сочиненным этюдом, либо этюдным окончанием.

    Эту мансубу ал-Адли включил в свою рукопись без указания, что автором ее является Зайраб. Сто лет спустя ас-Сули в своем трактате отметил погрешность ал-Адли.

    № 3. 

    1. Лe3 Kg1 

    2. Kpf5! Kpd4 

    3. Kpf4! Kp любой ход. 

    4. Kpg3 Kpd4 5. Kpf2 и выигрывают.

    Редкая позиция из эндшпиля, где встречаются только те фигуры, ходы которых в современных шахматах остались те же, что и в шатрандже. Замечательно тонкая игра белых, которые ходят королем на f4 и f2 после того, как черные становятся королем на поле d4.

    № 4.

    1. Kh5 + Л : h5 

    2. Л : g6 + Kp: g6 

    3. Лe6X/

    Конечно, с точки зрения современной композиции эти мансубы наивны. Было бы вредной идеализацией средневекового шатранджа не отметить этого обстоятельства. В начальной позиции средневековых задач выигрывающей стороне непременно грозит скорый мат, построение всех задач и многих этюдов неэкономное, решение их, как правило, форсированное. Этим принципам средневековья мансуба осталась верна почти на протяжении тысячелетия. Однако в данном случае важно отметь то, что с позиций этих принципов мансубы Зайраба и Наима являются классическими произведениями. Более того, в задаче Наима проходит правильный мат с блокированием, а ладейный этюд Зайраба содержит тихие, изящные маневры короля. Столько совершенные мансубы могли быть созданы среднеазиатскими мастерами VIII века лишь в обстановке расцвета средневековой шахматной культуры, который, конечно, предполагает наличие шахматной литературы. Подтверждение мы находим у известного арабского историка ал-Масуди (ум. 956 г.). В своей исторической энциклопедии «Золотые луга» ал-Масуди указывает, что в его времена о шахматах имелись очень старые трактаты, так что писатели различаются как древние и новые».

    Рукописи Зайраба, Наима и старинных среднеазиатских трактатов не сохранились, очевидно, только потому, что с них прекратили снимать копии ввиду создания впоследствии более полных шахматных книг. Кстати сказать, такая судьба постигла также рупокиси Адли и Сули. Они дошли до нас не в точной копии, а в компилятивном сборнике, объединившем трактаты нескольких старинных авторов.

    Явно преувеличена роль арабов и в последующей истории средневекового шатранджа. IX-X века дают нам имена шести новых «гроссмейстеров». Это – ал-Адли, ар-Рази (победивший Адли в матче 850 г.), Серахши, Маварди, ас-Сули и Ладладж.

    В этом списке только Адли, по-видимому, является арабским шахматистом. О Рази, победившем Адли в матче 850 г., биографических сведений не сохранилось. Известно лишь, что он был автором шахматного трактата, которым пользовался впоследствии ас-Сули, причем последний очень высоко отзывался о шахматном даровании ар-Рази. В позднейших источника ар-Рази обычно смешивается с его однофамильцем – средневековым ученым Муххамедом Закария ар-Рази. Нет достаточных сведений и о Маварди. Он длительное время считался сильнейшим игроком при халифе ал-Муктафи и сам утверждал, что превосходит все достигнутове в свое время ар-Рази, нов 905 г. был побежден в матче ас-Сули.

    Абульаббас Серахши был таджик. Он родился в Серахсе, на правом берегу реки Теджент, в районе Мерва. Ряд лет Серахши находился при дворе халифа. Им написана «Книга о щахматах высшего класса». В 899 году его казнили по приказу халифа.

    Знаменитый Абу-Бакр ас-Сули также не был арабом. По свидетельству историка ан-Надима, он происходил из среднеазиатских туркменских племен. Предок ас-Сули, Сул-Текин жил в Средней Азии в долине реки Атрек (ныне пограничная река между Туркменской ССР и Ираном). Сули считается одним из самых выдающихся шахматистов средневековья. Его перу принадлежат две шахматные книги (на арабском языке), в которых он обобщил все созданное до него по теории и композиции шатранджа. Он дополнил несколько анализов Зайраба «Ладья против коня», подверг критике ряд табий и мансуб Адли, дал весьма ценные для своего времени рекомендации о дебютных позициях и эндшпиле. Сохранились интересные комбинации из партий ас-Сули.

    Не был арабом и способный ученик ас-Сули – Абдулфарадж Ладладж, которые впоследствии в Иране и Средней Азии стал легендарной фигурой. Выходец из Ирана (откуда именно – неизвестно), он жил в Багдаде и Ширазе (умер ок. 970 г.). Ладладж является автором шахматного трактата, который полность. дошел до наших дней и содержит обстоятельные анализы дебютов шатранджа.

    Таков список гроссмейстеров IX-X вв., зафиксированный историками.

    Этот список, конечно, не полон. В среднеазиатской шахматной рукописи XV в. упоминаются имена ряда шахматистов, авторов мансуб, биографические данные о которых полностью отсутствуют. В числе их – Джелалетдин из Нахичевани, Мухаммед Казруни, Сурх Шатранджи и, наконец, Абдаллх Хорезми. По крайней мере последний долже быть признан шахматистом в IX-X вв. Из двух задач Хорезми, опубликовынных в среднеазиатской рукописи, одна встречается уже в константинопольском сборнике 1140 года.

    Мансубы Абдаллаха Хорезми показывают, что он был выдающимся мастером своего времени.

    № 5. 

    1. Лd5 + K: d5 

    2. Лf3 + Л : f3 

    3. Ke5 + Kpd4 

    4. K:f3 + Kpd3 

    5. Cf1X.

    Четко построенная мансуба на тему блокирования.

    № 6. 

     

    1. Kp : a6 Kpa4 

    2. Kpb6 Фb2 

    3. d7 Ф : a3 

    4. C : a3 Kp : b4 

    5. Cc1 Kpc4 

    6. Ce3 b4 

    7. Kpa5 b3 

    8. Kpa4 Kpc3 

    9. Kpa3 b2 

    10. Kpa2! Kpc2 

    11. d8Ф b1 Ф+ (Если 11… Kpc3, то 12, Kpb1, и исход борьбы решает белый ферзь, вынуждающий черного короля покинуть третью горизонталь) 

    12. Kpa1! и выигрывают.

    Обе мансубы, как и позиции Зайраба и Наима, являются классическими образцами средневековой шахматной культуры.


    [i] В различных источниках имя этого шахматиста указывается по-разному: Зайраб, Забзаб и Рабраб. Правильным является Зайраб.

    [ii] В.Луцкий, «Арабская культура», БСЭ, второе издание, т. III, стр. 584.

    [iii] Б.Гафуров, «История таджикского народа», М., 1949, стр. 164-165.

    Следует отметить, что об этом говорит и Мэррей. «С полным основанием ал-Бируни указывает, что абассиды были хоросанцами, восточной династией. Влияние и идеи хоросанцев «достигли своего зенита при ал-Махди, Харун ар-Рашиде и ал-Мамуне» (стр. 169). Однако, подобно всем паниранистам, Мэррей далее смешивает хоросанцев с персами и пишет о персидской шахматной культуре.
    Категория: Шахматы | Добавил: Elektro4ka (29.03.2010)
    Просмотров: 3432 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:

    Copyright MyCorp © 2024