Шахматы
Категории раздела
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Понедельник, 23.06.2025, 11:43
    Главная » Статьи » Шахматы

    Гроссмейстеры средневековья

    Гроссмейстеры средневековья.


    Критический разбор фактических данных о шахматах VIII-IX вв. еще более убеждает нас в том, что народы Средней Азии сыграли выдающуюся роль в развитии средневекового шатранджа. В то же время этот разбор наносит сокрушительный удар по панарабистской концепции Линде и его последователей, согласно которой арабы обеспечили расцвет и шатранджа и, в частности, выдвинули из своей среды Ал-Адли (IX в.), автора самого первого шахматного трактата, основоположника шатранджистской теории и композиции, и ас-Сули (X в.), величайшего мастера средневековья. Панарабисты явно искажают исторические факты.

    Еще в VIII веке, то есть задолго до ал-Адли (ум. около 855 г.), средневековый Восток знал выдающихся матсеров шатранджа. В исторических хрониках сохранились имена предшественников ал-Адли: Абу-Гафиза (VIII в.), Зайраба[i], Джабира ал-Куфи, Абдалджафара Ансари, Наима ал-Хадима (VIII-IX вв.). Эти мастера были среднеазиатскими шахматистами.

    Собственно арабская культура сложилась на основе более высокой культуры покоренных народов. «Арабы прошли длительную школу культурного «ученичества». Они освоили культурное наследие как народов включенных в состав халифата, в том числе таджиков, хорезмийцев, египтян, сирийцев (арамейцев), персов, азербайжданцев и др., так и народов Древней Греции, Рима, Индии… Заимствовав культрурные достижения других народов, арабские народы развивали свою самобытную культуру»[ii].

    Особенно важную роль в развитии арабской культуры сыграли таджики. Б.Гафуров в «Истории таджикского народа» указывает: «Начиная со времени халифа Абуджафара ал-Мансура (754-775 гг.) и при его преемниках – халифе Махди (775-785 гг.) и Харун ар-Рашиде (786-809 гг.), государством в основном управляли вазиры из числа местной феодальной знати… Привлечение… арабами аристократии к управлению страной было вызвано не только стремлением Абассидов опереться на них в борьбе с народными восстаниями, но и тем, что эти местные аристократы были культурнее арабов… Чрезвычайно характерно, что на ответственные посты халифата в первую очередь привлекаются феодалы-аристократы Средней Азии из древнейшего центра культуры – Балха. Таковыми были и Бармакиды и Саманиды»[iii].

    Шахматными учителями арабов были таджики. Первым знаменитым багдадским шахматистом является таджик Абу-Гафиз аш-Рашида. Крупнейшими мастерами рубежа VIII-IX века, шахматной творчество которых изучали все последующие шахматисты, включая ал-Адли, были таджикские шахматисты Джабир ал-Куфи, Абдалджафар Ансари и Наим ал-Хадим. В одном ряду с ними стоит Зайраб, также проживавший в Хоросане, но по-видимому, хорезмиец родом, ибо в одной из рукописей он назван Зайраб Катаи, что указывает на его происхождение либо из Туркестана, либо из Кята – древней столицы Хорезма. В Хоросане в 819 году состоялся матч между Джабиром, Зайрабом и Абдалджафаром – первая из трех известных встреч в присутствии халифов. Средневековые хроники присваивают Зайрабу, Джабиру, Абдалджафару и Наиму звание «алия» («большой мастер»).

    Несомненно, что эти «алия» были авторами специальных шахматных трактатов, ибо до наших дней дошли позиции из их партий и мансубы, составленные ими. Характерно, что по поводу этих позиций и задач ас-Сули, живший столетием позже, располагал такими детальными подробностями, которые не могли сохраниться в изустной передаче.

    Вот некоторые мансубы «больших мастеров»:

    № 1. 

    1. Лg2 + Лg7! 

    2. Лh7! Kp: h7 

    3. Kf6+ любой ход 

    4. Лh2+ и т.д.

    Позиция, несомненно, взята из партии. Это – самая старинная из известных нам комбинаций с использованием связски фигуры.

    № 2. 

    1.Kpc7! Л: g1 

    2. Фb7 + Kpa7 

    3.Ce3!

    Мат слоном неизбежен, ибо слон держит под ударом поля с1 и g5, с которых ладья могла бы защитить поле c5. Тема вилки в игре слона! По своему характеру мансуба является либо сочиненным этюдом, либо этюдным окончанием.

    Эту мансубу ал-Адли включил в свою рукопись без указания, что автором ее является Зайраб. Сто лет спустя ас-Сули в своем трактате отметил погрешность ал-Адли.

    № 3. 

    1. Лe3 Kg1 

    2. Kpf5! Kpd4 

    3. Kpf4! Kp любой ход. 

    4. Kpg3 Kpd4 5. Kpf2 и выигрывают.

    Редкая позиция из эндшпиля, где встречаются только те фигуры, ходы которых в современных шахматах остались те же, что и в шатрандже. Замечательно тонкая игра белых, которые ходят королем на f4 и f2 после того, как черные становятся королем на поле d4.

    № 4.

    1. Kh5 + Л : h5 

    2. Л : g6 + Kp: g6 

    3. Лe6X/

    Конечно, с точки зрения современной композиции эти мансубы наивны. Было бы вредной идеализацией средневекового шатранджа не отметить этого обстоятельства. В начальной позиции средневековых задач выигрывающей стороне непременно грозит скорый мат, построение всех задач и многих этюдов неэкономное, решение их, как правило, форсированное. Этим принципам средневековья мансуба осталась верна почти на протяжении тысячелетия. Однако в данном случае важно отметь то, что с позиций этих принципов мансубы Зайраба и Наима являются классическими произведениями. Более того, в задаче Наима проходит правильный мат с блокированием, а ладейный этюд Зайраба содержит тихие, изящные маневры короля. Столько совершенные мансубы могли быть созданы среднеазиатскими мастерами VIII века лишь в обстановке расцвета средневековой шахматной культуры, который, конечно, предполагает наличие шахматной литературы. Подтверждение мы находим у известного арабского историка ал-Масуди (ум. 956 г.). В своей исторической энциклопедии «Золотые луга» ал-Масуди указывает, что в его времена о шахматах имелись очень старые трактаты, так что писатели различаются как древние и новые».

    Рукописи Зайраба, Наима и старинных среднеазиатских трактатов не сохранились, очевидно, только потому, что с них прекратили снимать копии ввиду создания впоследствии более полных шахматных книг. Кстати сказать, такая судьба постигла также рупокиси Адли и Сули. Они дошли до нас не в точной копии, а в компилятивном сборнике, объединившем трактаты нескольких старинных авторов.

    Явно преувеличена роль арабов и в последующей истории средневекового шатранджа. IX-X века дают нам имена шести новых «гроссмейстеров». Это – ал-Адли, ар-Рази (победивший Адли в матче 850 г.), Серахши, Маварди, ас-Сули и Ладладж.

    В этом списке только Адли, по-видимому, является арабским шахматистом. О Рази, победившем Адли в матче 850 г., биографических сведений не сохранилось. Известно лишь, что он был автором шахматного трактата, которым пользовался впоследствии ас-Сули, причем последний очень высоко отзывался о шахматном даровании ар-Рази. В позднейших источника ар-Рази обычно смешивается с его однофамильцем – средневековым ученым Муххамедом Закария ар-Рази. Нет достаточных сведений и о Маварди. Он длительное время считался сильнейшим игроком при халифе ал-Муктафи и сам утверждал, что превосходит все достигнутове в свое время ар-Рази, нов 905 г. был побежден в матче ас-Сули.

    Абульаббас Серахши был таджик. Он родился в Серахсе, на правом берегу реки Теджент, в районе Мерва. Ряд лет Серахши находился при дворе халифа. Им написана «Книга о щахматах высшего класса». В 899 году его казнили по приказу халифа.

    Знаменитый Абу-Бакр ас-Сули также не был арабом. По свидетельству историка ан-Надима, он происходил из среднеазиатских туркменских племен. Предок ас-Сули, Сул-Текин жил в Средней Азии в долине реки Атрек (ныне пограничная река между Туркменской ССР и Ираном). Сули считается одним из самых выдающихся шахматистов средневековья. Его перу принадлежат две шахматные книги (на арабском языке), в которых он обобщил все созданное до него по теории и композиции шатранджа. Он дополнил несколько анализов Зайраба «Ладья против коня», подверг критике ряд табий и мансуб Адли, дал весьма ценные для своего времени рекомендации о дебютных позициях и эндшпиле. Сохранились интересные комбинации из партий ас-Сули.

    Не был арабом и способный ученик ас-Сули – Абдулфарадж Ладладж, которые впоследствии в Иране и Средней Азии стал легендарной фигурой. Выходец из Ирана (откуда именно – неизвестно), он жил в Багдаде и Ширазе (умер ок. 970 г.). Ладладж является автором шахматного трактата, который полность. дошел до наших дней и содержит обстоятельные анализы дебютов шатранджа.

    Таков список гроссмейстеров IX-X вв., зафиксированный историками.

    Этот список, конечно, не полон. В среднеазиатской шахматной рукописи XV в. упоминаются имена ряда шахматистов, авторов мансуб, биографические данные о которых полностью отсутствуют. В числе их – Джелалетдин из Нахичевани, Мухаммед Казруни, Сурх Шатранджи и, наконец, Абдаллх Хорезми. По крайней мере последний долже быть признан шахматистом в IX-X вв. Из двух задач Хорезми, опубликовынных в среднеазиатской рукописи, одна встречается уже в константинопольском сборнике 1140 года.

    Мансубы Абдаллаха Хорезми показывают, что он был выдающимся мастером своего времени.

    № 5. 

    1. Лd5 + K: d5 

    2. Лf3 + Л : f3 

    3. Ke5 + Kpd4 

    4. K:f3 + Kpd3 

    5. Cf1X.

    Четко построенная мансуба на тему блокирования.

    № 6. 

    1. Kp : a6 Kpa4 

    2. Kpb6 Фb2 

    3. d7 Ф : a3 

    4. C : a3 Kp : b4 

    5. Cc1 Kpc4 

    6. Ce3 b4 

    7. Kpa5 b3 

    8. Kpa4 Kpc3 

    9. Kpa3 b2 

    10. Kpa2! Kpc2 

    11. d8Ф b1 Ф+ (Если 11… Kpc3, то 12, Kpb1, и исход борьбы решает белый ферзь, вынуждающий черного короля покинуть третью горизонталь) 

    12. Kpa1! и выигрывают.

    Обе мансубы, как и позиции Зайраба и Наима, являются классическими образцами средневековой шахматной культуры.


    [i] В различных источниках имя этого шахматиста указывается по-разному: Зайраб, Забзаб и Рабраб. Правильным является Зайраб.

    [ii] В.Луцкий, «Арабская культура», БСЭ, второе издание, т. III, стр. 584.

    [iii] Б.Гафуров, «История таджикского народа», М., 1949, стр. 164-165.

    Следует отметить, что об этом говорит и Мэррей. «С полным основанием ал-Бируни указывает, что абассиды были хоросанцами, восточной династией. Влияние и идеи хоросанцев «достигли своего зенита при ал-Махди, Харун ар-Рашиде и ал-Мамуне» (стр. 169). Однако, подобно всем паниранистам, Мэррей далее смешивает хоросанцев с персами и пишет о персидской шахматной культуре.
    Категория: Шахматы | Добавил: Elektro4ka (20.03.2010)
    Просмотров: 18858 | Комментарии: 38 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 3
    3 ZacharySteby  
    0
    http://pillsgen.site equanimity , pager , habitation

    2 odneyNusy  
    0
    Здравствуйте!
    Хочу купить крепеж. Кто может что-то посоветовать?
    Какая фирма поставляет качественные крепеж?
    Видел вот на этом сайте: http://www.metizniki.ru/
    Цены кажется умеренные, но я в этом не спец, поэтому если знаете дешевле, подскажите где. Где можно найти наилучшее соотношение цена-качество?

    1 ohdgjbyvg  
    0
    Unsere Erfahrungen vom 5 Februar 2008

    jó napot kívánok

    Sie lieben die Verschönerung Ihres Körpers?
    Erfahrungen Femmestyle
    Niemand operiert besser Facelift
    Warum also noch suchen?

    Gehen Sie zur Femmestyle Webseite und bekommen Sie alle Infos über

    http://www.femmestyle.eu/ - Nasenkorrektur Erfahrungen
    Ein super Tip von tortenfischpaifemmealledomains 444
    ahn nyung hee ke se yo

    Имя *:
    Email *:
    Код *:

    Copyright MyCorp © 2025